В результате - в огромном числе таких случаев, пациенты страдают, не получая должного облегчения, а то и наоборот, ощущают ухудшение состояния. И уже тогда они направляются на приём к врачу.
Но вернёмся к вопросу приобретения безрецептурных препаратов напрямую в аптеке. Каждому пациенту следует знать, что функция провизора, стоящего за прилавком, не состоит в том, чтобы его лечить. Она - в том чтобы реализовать препарат, проконтролировав рецепт, если таковой прилагается. Какими соображениями будет руководствоваться фармацевт, когда Вы обратитесь к нему со словами "мне что-нибудь от аллергии"? Захочет ли он вникнуть в вашу проблему? Имеет ли он для этого должную квалификацию? Ответ в последнем случае (за редким исключением) - "НЕТ", если только перед вами не предстанет случайно клинический фармаколог, что почти исключено по определению. Понимает ли наш пациент, что в аптечном деле тоже есть конкуренция, выполнение "планов продаж" и прочие законы бизнеса? И ему, среди прочего, могут рекомендовать приобрести препарат, который именно в данный момент наиболее ВЫГОДНО сбыть аптеке?
Если вы не задумывались над этим, то сейчас самое время.
Итак, наш "гипотетический пациент", осознав неэффективность такого самолечения решает обращаться за помощью...
Но - снова не к доктору. Он изучает опыт лечения сходных симптомов у своих родственников, друзей, коллег по работе... и разумеется, читает форумы по данной проблематике на различных интернет-ресурсах. После советов знакомых и родных, особенно по части т.н. "народной медицины" диапазон последствий весьма широк: от полного отсутствия эффекта до реанимационной койки ("молоко с мёдом" - пациенту с пыльцевой сенсибилизацией и аллергией к белкам коровьего молока - из личной практики). А после прочтения информации в интернете, у многих активируются соматоформные расстройства и фобии - почему-то пользователи регулярно в сети интернет "находят у себя признаки" тяжёлых диагнозов со сложными прогнозами, что для меня вообще труднообъяснимо.
После серии досадных неудач в "лечении", пациент начинает искать помощи у врача.
И тут срабатывает мой любимый, вообще необъяснимый феномен. Дело в том, что на приёме у специалиста первичного звена, т.е. педиатра или терапевта, доктор может начать рассматривать аллергию как "диагноз-исключение", и начинает обследовать и лечить пациента, предполагая у него любой другой диагноз и исключая иные возможные причины развития симптомов.
И тогда, уже измученный и упавший духом пациент попадает на приём к аллергологу. Его психологическое состояние при этом нельзя недооценивать - он не просто ждёт от доктора помощи, как "истину в последней инстанции" - он ждёт ещё и моментального эффекта от назначенной терапии. А все ранее пройденные нерациональные меры и манипуляции могут препятствовать быстрому выздоровлению, и это может дополнительно снизить больному мотивацию к лечению.
Как этого избежать?
Во-первых, если у Ваших родственников встречались аллергические заболевания - аллергия может проявиться и у Вас, причём на любом возрастном этапе. Если у Вас есть основания предполагать у себя аллергию - Вы можете (даже в профилактическом порядке!) обратиться на приём к специалисту аллергологу-иммунологу, чтобы сразу пройти необходимые минимальные обследования и лечебные мероприятия.
Во-вторых, если вас бесконечно лечат "не от аллергии", а эффекта нет - обратитесь на приём к аллергологу и развейте Ваши сомнения.
Ну и конечно - будьте пациентом 21-го века - не занимайтесь самолечением и консультируйтесь у проверенных специалистов!
Кульченко Дмитрий Валерьевич, врач аллерголог-иммунолог